Чем ближе выборы в Госдуму (17-19 сентября), тем актуальнее становится вопрос: а что они нам дадут? И если относить выборы к сфере политики, то стоит помнить: дают то, чего настойчиво требуют.
Запретить работодателям уклоняться от социального партнерства, снизить налоги для малого бизнеса, создать под работников культуры отдельный раздел в Трудовом кодексе и привлечь трудящихся к распределению прибыли компаний – это лишь малая часть требований и предложений профсоюзов к Госдуме следующего созыва.
«Солидарность» опросила руководителей отраслевых профсоюзов на предмет того, что они, профсоюзы, готовы требовать от Государственной думы следующего созыва.
Михаил Авдеенко, зампред Общероссийского профсоюза работников образования и науки:
– Хотелось бы, чтобы правовой статус педагогов был прописан более комплексно. В чем выражается этот правовой статус с нашей точки зрения? В том, чтобы правовые гарантии по уровню заработной платы стали более действенными, более серьезными. Разница в зарплатах педагогов между субъектами – чуть ли не пятикратная, а выполняют люди практически одну и ту же работу. Мы, когда разговариваем с властью, обязательно обращаем внимание на то, что уровень гарантий недостаточен именно на федеральном уровне. Еще один вопрос, на уровне не закона, но, может быть, какого-то подзаконного акта, – это пресловутая большая отчетность педагогов. Вместо того чтобы учить, воспитывать подрастающее поколение, они занимаются бесконечными отчетами и т.д.
Светлана Цыганова, председатель профсоюза работников культуры:
– Мы будем выходить с просьбой вернуть право преподавателей детских школ искусств на досрочный выход на пенсию наравне с педагогами общеобразовательных школ. Это право действовало где-то с 1950-х годов, но в 2000 году было принято постановление: установить это право только при стаже 16,8 года [для претендующих на досрочную пенсию] с 1 января 2021 года. У «творцов» (так в профсоюзе коротко называют творческих работников. – П.О.), которые имели право на досрочную пенсию, срок продлили на три года. Могли на пять, мы отбили на три. Но этого мало. А педагоги такого права вообще лишены! Поэтому будем заниматься проблемой дальше. Кроме того, в 2004 году мы с Федеральным агентством по культуре пытались изучить психоэмоциональную нагрузку на наших педагогов, и на нас смотрели дико: мол, всего трое-пятеро учеников, какая нагрузка! Вот 40 детей сидит в обычной школе – это да! Ну так с одним же сложнее: пока его научишь, ручки на инструмент правильно поставишь и так далее. Так или иначе, в тот раз наше исследование не состоялось из-за бюрократических сложностей с финансированием. Сейчас будем снова поднимать этот вопрос, причем на всех уровнях. Также в сфере культуры нужно побыстрее ввести систему оплаты труда, в которой будет обозначено соотношение базовых окладов и стимулирующих выплат. Сейчас такой пилотный проект идет в некоторых регионах в медицинской сфере. К образованию еще не подступались, к культуре – тем более. Кстати, мы вообще хотим отдельный раздел в Трудовом кодексе, посвященный работникам культуры, – как у педагогов и у медиков.
Печатается с сокращением
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/kakie-vashi-obyazatelstva.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©