В конце марта — начале апреля 2020 года лаборатория медиакоммуникаций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Общероссийского Профсоюза образования, издательского дома «Комсомольская правда», интернет-издания для директоров школ «Директория.Онлайн» и управления общего образования НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Институтом образования НИУ ВШЭ провели масштабное социологическое исследование о проблемах перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей.
Были опрошены 22600 учителей из 73 регионов страны.
— Мы хотели выявить основные трудности, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат обучения, — рассказывает руководитель исследовательской группы, заместитель заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Дарья Сапрыкина.
Ситуация оказалась более оптимистичной, чем её представляли в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.
Про использование онлайн-платформ
64% опрошенных учителей до перехода на дистанционное обучение пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном для отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий.
В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%.
74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.
Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник. Причём, Учи.ру – наиболее популярна в небольших городах и в сельской местности. А Российская электронная школа – в городах-миллионниках.
При этом чаще всего учителя сами подбирают удобную для себя и учеников онлайн-платформу. Либо же централизованно выбирают одну или несколько платформ всей школой.
Учителя, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами, которые есть у учеников: «У большинства детей в моём классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих«. Или тем, что у них самих отсутствует необходимая техника: «У меня дома один ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса«.
Те же, кто регулярно ведёт дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют:
- сложность в подключении всех детей к видеотрансляции;
- перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки;
- отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.
Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в городах с населением 250 тысяч человек.
В зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.
Наиболее продвинутым регионом, судя по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионах страны. В Якутии 61% учителей проводят видеоуроки. При этом средний показатель по России — 25%.
Про нагрузку учителей
84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение.
59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей.
С чем это связано? Конечно, в первую очередь, с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. А во вторую, с тем, что далеко не все из них знают или умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы.
Например, 13% учителей не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов.
75% опрошенных учителей вообще не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения.
Дистант, но не полный
Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. Но при этом далеко не все из них в курсе всех возможностей, которые им таким образом предоставляются.
— Всё очень просто, — комментирует заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус. – Многие учителя говорят, что размещают домашние задания в электронном дневнике, ученики самостоятельно изучают тему. А потом по электронной почте присылают выполненные задания, либо же их передают по почте или в мессенджерах родители. Такую своеобразную форму прохождения учебного материала педагоги тоже считают работой в дистанте. В чём тут проблема? — Ученики не получают обратную связь, и большая часть освоения детьми школьной программы ложится на родителей. Однако, тут трудно обвинять учителей в том, что они сами не ведут видеоуроки и не общаются напрямую с учениками в онлайн. Во многих регионах, особенно в сельской местности, нет для этого технической возможности – не хватает скорости интернета, устойчивости канала, техники, способной обеспечить работу с видео.
Про оснащение техникой
И всё же ситуация с обеспеченностью техникой учителей не критичная.
84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.
Ученики, по мнению учителей, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.
Какие ещё проблемы отмечают учителя?
- Не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удалённого обучения занятия по этим предметам отменили. И учителя беспокоятся, сохранится ли за ними полагающаяся зарплата.
- Нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
— Институтом образования НИУ ВШЭ проводится комплексный мониторинг процесса организации образования в условиях пандемии. Результаты исследования, проведённого лабораторией медиакоммуникаций в образовании, подтверждаются и данными из других источников, — считает директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. – В более сложной ситуации оказались дети, проживающие в сельской местности, и многодетные семьи. Явно видны межрегиональные различия при организации дистанционного обучения. Но примерно с такими же ситуациями сейчас столкнулись и в других странах. Надеюсь, что сходство выявленных проблем приведёт к тому, что будут быстрее распространяться решения, показавшие свою эффективность. Например, предоставление гаджетов малообеспеченным семьям, поддержка, в том числе и консультационная поддержка, семей, которые испытывают трудности при обучении детей в дистанционном формате.
Источник: Общероссийский Профсоюз образования