МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РАЗРАБОТАЛО НОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТ УЧИТЕЛЯМ

photo46535Министерство просвещения направило на рассмотрение в Минтруд предложения, как и по каким сценариям можно обеспечить рост заработной платы для педагогов – вместе с конкретными расчетами. Это следует из письма заместителя министра просвещения Виктора Басюка, размещенного на сайте Комитета Госдумы по образованию и науке.

Вместе с Общероссийским Профсоюзом образования министерство провело мониторинг оплаты труда педагогов в регионах. Например, в Республике Мордовия базовая часть оклада за одну ставку – 18 уроков в неделю – составляет всего 3608 рублей. А в Приморском крае – 22 344 рубля. Почему такая большая разница? Сейчас все вопросы оплаты труда учителей решаются на региональном и муниципальном уровне: устанавливаются базовые ставки, принципы начисления стимулирующих выплат и разных надбавок. Во многих регионах доплачивают молодым и сельским учителям: суммы разнятся на порядок. А в некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за различные достижения: от побед учеников в олимпиадах до общественной работы.

Чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка. “Провинился” в чем-то перед директором? Заветные баллы не получишь…

- Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть закреплен справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно идти на ставки и оклады и только 30 процентов – на различные надбавки, – рассказала ранее министр просвещения Ольга Васильева.

По данным последнего мониторинга министерства просвещения и Общероссийского Профсоюза образования, только 20 регионов из 85 (!) выполняют требование “70 на 30″. Например, в Рязанской области (по данным опубликованного письма) доля базового оклада – только 23,9 процента, в Тверской области – 25,3 процента.

Что это значит на практике? Чем меньше базовая оплата за одну ставку, тем меньше гарантия достойной оплаты труда и тем больше дополнительная нагрузка учителя. Чтобы хоть как-то прожить, многие педагоги вынуждены работать на полторы, две и даже больше ставок. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа, бесконечные отчеты и работа с родителями… Риски профессионального выгорания – это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии – уже не редкость.

- Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, и уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, – рассказала ранее заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина.

Разница в реальных зарплатах учителей по стране может быть пятикратной. По данным Росстата, в среднем по России зарплата школьного учителя составила около 40 тысяч рублей. Педагоги на Чукотке получают больше 99 тысяч рублей, а в Северной Осетии – меньше 22 тысяч рублей.

На днях члены Совета Федерации предложили разработать единую для всей страны модель, по которой бы оплачивался труд учителей в регионах. По словам главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, это еще не консолидированная позиция всех сенаторов. Предметное обсуждение вопроса в профильном комитете намечено на вторую половину декабря.

- Профсоюз поддерживает идею введения единой федеральной системы оплаты труда педагогов, – рассказал “РГ” заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко. – Вопрос только в том, что в эту систему включать. Необходимо установить минимальные гарантии по уровню зарплаты. Сейчас, кроме МРОТ, никаких критериев нет. Но это же минимальная ставка для неквалифицированного труда. А учителя выполняют федеральный образовательный стандарт. Их зарплата не должна быть в прямой зависимости от бюджетной обеспеченности региона.

* * *

Педагоги на Чукотке получают больше 99 тысяч рублей, а в Северной Осетии – меньше 22 тысяч рублей.

Самые низкие зарплаты у учителей Северного Кавказа. Больше всего, кроме Чукотки, получают педагоги Ямало-Ненецкого автономного округа – 97 530 рублей, Москвы – 97 282, Сахалина – 86 760.

Источник: Российская газета
 

 

Комментарии закрыты.